Большое бетонное кольцо — тайны московских «бетонок»

Раскройте тайны московских «бетонок» и исследуйте историю загадочного большого бетонного кольца. Наша статья расскажет вам о необычных архитектурных находках в столице и приоткроет завесу загадочности вокруг этого удивительного сооружения. Приготовьтесь к захватывающему путешествию в мир московских «бетонок» и их удивительных секретов.

Многие автомобилисты знают, что трассы А-107 и А-108 неофициально называются соответственно, малая (А-107) и большая (А-108) бетонки. Но не догадываются, откуда эти названия и почему именно так.

Попробую рассказать.

Для начала ознакомимся с характеристиками дорог.

А-107 — Московское малое кольцо.

Тайны московских "бетонок".

Автомобильная дорога федерального значения А107 (Московское малое кольцо, неофициальные названия: «Малая бетонка», «Первая бетонка», «Пятидесятикилометровка» — по приблизительному расстоянию от нулевого километра в центре Москвы) — кольцевое шоссе в Московской области, проходящее через города Ногинск, Электросталь, Бронницы, территорию Домодедова, Селятина, Звенигорода, Черноголовки, Софрино. Часть дороги проходит также по территории Новой Москвы (Троицкий округ).

Протяжённость 347 км.

C 1 января 2018 года нулевой километр трассы отсчитывается от трассы М-10 «Россия» в районе деревни Радумля Солнечногорского района Московской области.

Кольцо размыкается на участках между деревнями Большие Вязёмы и Малые Вязёмы (участок кольцевого движения проходит по Можайскому шоссе), Дурыкино и Радумля (по Ленинградскому шоссе), Ермолино и Морозки (по Дмитровскому шоссе).

Дорога 2-й категории— с интенсивностью движения 13 000—17 000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения — две.

В 2016 году началось строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), большая часть которой пройдёт в 400—800 метрах от Московского малого кольца, а западная часть будет представлять собой реконструированный 76-километровый участок Малой бетонки.

А-108 — Московское больше кольцо

Автомобильная дорога федерального значения А108 (Московское большое кольцо, сокращённо МБК, неофициально Большое бетонное кольцо или «Большая бетонка») — кольцевая автомобильная дорога Московской области.

Общая протяжённость трассы составляет 547 км.

C 1 января 2018 года нулевой километр трассы отсчитывается от трассы М-10 «Россия» в районе пересечения Первомайской улицы с Литейной в городе Клин.

Проходит в Московской, Калужской и Владимирской областях, через города: Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Воскресенск, Балабаново, Рузу, Клин, Дмитров. Трасса образует большой транспортный круг, в центре которого находится Москва.

Трасса имеет особое региональное и местное значение, является важной транзитной дорогой, позволяющей обойти перегруженный московский узел.

"Золотое кольцо" ПВО

С характеристиками ознакомились, теперь собственно перейдем к вопросу, почему они бетонки.

Дело в том, что эти дороги в 1950-х годах строились как дороги сугубо стратегического назначения для обеспечения нужд обороны страны.

В 1955 году на вооружение была принята система ПВО С-25.

56 стартовых позиций ракет были равномерно рассредоточены вокруг двух кольцевых дорог, позволявших оперативно и быстро доставлять ракеты с баз хранения до стартовых позиций.

Именно поэтому С-25 назвали "Золотое кольцо" ПВО.

Особенности устройства бетонки.

Существует распространенное мнение, что бетонка строились именно из привычных нам бетонных плит, которые, якобы стелили друг на друга в несколько слоев, чтобы полотно выдерживало передвижные противоракетные комплексы.

В 50-х эти дороги строили действительно из бетона, но не из плит. Бетон заливался по технологическим захваткам, каждая из которых была протяженностью 200—300 метров.

Если внимательно присмотреться к дорожному полотну «колец», то можно заметить, что изначально «бетонка» была шириной в полторы стандартные полосы – так как дороги строились только для обслуживания полков и доставки ракет, этого было достаточно. И только позже, когда по «кольцам» было разрешено движение обычного автотранспорта, дороги расширили, но часто можно видеть продольную трещину в асфальте – стык старого полотна и добавленного.

Также можно заметить поперечные термошвы, которые до сих пор видны из-под асфальта, особенно в холодную погоду. Термошвы делали при строительстве между участками бетонного покрытия, чтобы при летом при нагреве или зимой при охлаждении бетон не лопался. Термошвы заполняли гудроном.

Ширина проезжей части была от 4 до 5 метров, толщина бетона не более 25 сантиметров, а кое-где и всего 15 сантиметров, способных выдерживать вес многотонных ракетных тягачей.

На склонах бетонное покрытие было укреплено предварительно уложенной стальной арматурой. Использованная арматура отличалась от современной – она гладкая, без насечек. По другим сведениям, арматура применялась при строительстве всех дорог на объектах. Общая длина дорог стартового дивизиона составляла больше 20 километров. Как правило, дороги там так и остались бетонными, не покрытыми асфальтом, и термошвы, через которые уже пробивается трава, хорошо видны. Именно поэтому дороги 25-й Системы и называют «бетонками».

Дорожное покрытие из железобетонных плит стали применять гораздо позже. На объектах 25-й Системы плиты появились уже в 80-е годы – при переходе на С-300.

Проложенные в малонаселённой местности, особенно дальняя А-108, «кольца» прямые, с широкими перекрёстками, и кажутся бесконечными. В северном Подмосковье, в районе Клино-Дмитровской гряды, «бетонка» местами то взбирается на крутые холмы, то спускается в глубокие впадины.

Строили срочно, поэтому дороги получились непрофилированные – срывать возвышенности и делать отсыпку в низменностях было некогда. Зато уделили внимание маскировке – вдоль дорог высажены лесополосы, когда-то скрывавшие секретный транспорт и объекты от посторонних глаз, а сейчас спасающие зимой от снежных заносов.

Зэки в помощь обороне страны.

Известно, что строительством объектов С-25, как дорог, так и капитальных строений, занимались структуры ГУЛАГа, то есть, заключенные.

Привлекать для подобных масштабных работ заключенных было в те годы нормальной практикой. Один из примеров подобных масштабных строек — это Канал имени Москвы.

Например, строительством объектов в Дмитровском районе занималась организация «почтовый ящик №29».

Новая дорога для быстроты строительства строилась из бетона. Бетонно-растворный узел, изготовлявший бетон для строительства дороги, находился в районе станции Каналстрой, за перекрёстком, где Дмитровское шоссе поворачивает на Дубну, справа от дороги, если ехать из Дмитрова. Сейчас на этом месте находится пассажирская автоколонна 1784, ещё её называли ПАХ – пассажирское автохозяйство. Слева от дороги находилась жилая зона – бараки для заключённых исправительно-трудового лагеря №29, работавших на бетонном заводе и на строительстве дороги на Загорск. А на месте площадки перед нынешним 2-м спецбатальоном ГАИ находились два барака, в которых жила охрана лагеря.

Официально эта организация называлась ДСР-7 п/я 29 МВД СССР. ДСР расшифровывается как «дорожно-строительный район».

До 1990 года Московское малое кольцо, как и Московское большое кольцо, не было обозначено на картах и в дорожных атласах, правда, ещё в 1956 году был выпущен Главным управлением геодезии и картографии путеводитель с картой «Подмосковье» тиражом сто тысяч экземпляров с обозначенной Большой бетонкой и отдельными участками Малой.

Конечно же, в крайних случаях гражданские машины могли въехать на «бетонку» — например, если до деревни другой дороги не было. Но для этого требовался специальный пропуск, который проверял часовой у шлагбаума, перекрывавшего проезд.

Информация об удобных дорогах со временем распространилась среди местного населения, и оба кольца стали дорогами общего пользования сначала де-факто, а в конце 1980-х годов и де-юре. Постепенно бетонные плиты покрыли асфальтом, однако в народном сознании кольца так и остались «бетонками».

В 1980-х годах С-25 была снята с вооружения и заменена на систему С-300.

Необходимость в секретности дорог отпала.

И как следствие, в 1988 году была выпущена первая карта, а в 1991 году и первый атлас автодорог Московской области, где Московские кольца были уже отмечены.

Время идет, но сами "бетонки" по-прежнему скрывают в своих лесах еще много тайн.

#история #подмосковье #дороги #c-25 #военные объекты

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.

Сколько метров бетонное кольцо?


Бетонные кольца бывают разных размеров, поэтому ответ на этот вопрос зависит от конкретной модели кольца. Обычно они производятся диаметром от 0,6 до 2,5 метров, а высота может быть от 0,4 до 2 метров. Поэтому для уточнения длины кольца необходимо знать его диаметр и высоту.